пятница, 14 апреля 2017 г.

Летящий голос







"... в крови у нас таится десять тысяч
возможных вариантов разных судеб..."
Р. Брэдбери 










31 октября 2015 года я совершила странный поступок – пошла на свое первое индивидуальное занятие по вокалу.
В хоре, вместе со всеми, в школе и на первом курсе института я когда-то пела. А теперь, пройдя уже две трети своего жизненного пути (а там, кто его знает), я шла к педагогу, которого ни разу не видела, заниматься делом, к которому особых склонностей у меня не было. Зачем? Четкого ответа на этот вопрос у меня не было.  Мне было интересно познакомиться с поющими людьми, поучаствовать в неформальном концерте с милым названием «квартирник». Просто, мне было интересно!
Я хорошо помню, как я шла по Большой Садовой и было немного боязно. Я не знала, как меня примут в незнакомом доме… Один месяц оставался до первого концерта, в котором я намеревалась участвовать.
Честно скажу, что изумительный характер Наташи, моего педагога по вокалу, явился основным фактором того, что я не отступила от первоначальной цели! Обучение происходило мягко, последовательно, спокойно. Думаю, что ей было тяжело. А иногда и очень тяжело.  Мое внутреннее устройство, отвечающее за воспроизведение звука, не было приспособлено для пения. У меня не было ни данных, ни вокального опыта… Это значит, что терпение моего педагога сравнимо с ангельским.
… Я также помню, как я легко шла обратно к метро, ощущая подъем, и внутри меня звучала музыка, поскольку занятие мне принесло радость.
Я занималась старательно. Но, помимо внутренних светлых ощущений, особых достижений не было.
Прошел месяц. Подошло время первого концерта. Свое отношение к делу я принимала за результат. Но фактический результат оказался ошеломляюще неожиданным. Я с большим трудом, не отрывая глаз от пальцев педагога, бегающих по клавишам, спела первую песню. Постоянно спотыкаясь и забывая или заменяя слова – вторую. Моя профессия, в которой я уже много лет, связана с общением и организацией других людей. Я умею выступать! А тут… вдруг… заклинило.  И как сильно! Разница моего внутреннего состояния на репетиции и во время выступления перед аудиторией оказалась колоссальной. Горло не подчинялось. Голова отключалась. В памяти обнаруживались провалы.  Будто это совсем не я! Я не владела ситуацией! Шок…
Так я поняла, что еще не все про себя знаю.
Через месяц планировался следующий концерт. Я решила собраться и преодолеть неожиданную проблему: к моим не вокальным данным добавился психологический зажим. Несколько лет назад я справилась с речевым зажимом. «Опыт есть», - решила я и пошла дальше.
Через два месяца от начала моих занятий подошло время второго концерта! Судя по внутренним ощущениям, проблемы остались. Продержалась на энергетике моего партнера по дуэтам. Спасибо, Самир! Второго явного позора я избежала.
Мне ОЧЕНЬ хотелось выйти из той неуютной ситуации, в которой я оказалась. Звук получался некрасивым, то есть я его неправильно извлекала. Требовалось время для того, чтобы приучить мышцы определенным образом работать. Я упорно пыталась осознать, что же мне нужно делать. Долгое время никаких изменений не было.
И я приняла решение расширить ореол поиска своих возможностей и отправилась на тренинг «Раскрытие голоса» Елены Ханпиры и Анны Шеховой. За три занятия чуда не произошло. Но я узнала, что у меня сильно зажата челюсть, состояние позвоночника не составляет больших проблем, а все накопленные мои психологические проблемы не просто представляют собой часть прошлого, а являются реальным тормозом моего развития. И опять передо мной встали задачи, требующие долгой терпеливой работы.
А что в итоге? Мой голос стал звучать немного лучше, его уже не так тяжело было слушать, как раньше. Всё! Всё.
Третий концерт был спустя четыре месяца, считая от начала моих репетиций.
При работе над следующим произведением мне не хватало дыхания.  Иногда я его брала посреди слова, чего делать, безусловно, нельзя. Или допевала строку еле слышно, выдавливая из себя последний воздух. В предпоследнем куплете взятие верхних нот (нот второй октавы) происходило только после нескольких попыток. Так было на репетициях. На концерте исполнила песню достаточно прилично, но не идеально, с огрехами.
Это было выступление, когда уже второй раз приезжали слушать и поддерживать меня мои близкие. Что их привлекало? Я думаю, что два момента: удивление и желание поддержать в необычном способе самореализации. Никто от меня не ожидал движения в этом направлении. В том числе и я не до конца осознавала, на какой путь ступила. Просто шла шаг за шагом. Но никуда, по большому счету, не приходила… Это давило. И сомнения не давали мне покоя.
Весной я оказалась на грани того, чтобы отступить. Так меня угнетала резкость и пронзительность моего звучания…
… Трудно сказать, когда этот момент наступил, но пришло осознание, что у моего голоса появилась полётность. Здорово! Новые ощущения! И возможности! Возможности чего? Может быть, странно отвечу, но самовыражения. Я могу выразить свои эмоции не только речью, но и летящим звуком (пропеванием).
И стало немного легче от того, что какая-то ступенька достигнута, а значит, движение было не бесполезным. Не в тупик.
Проходил месяц за месяцем. После лета «встали» нижние ноты. Они доставляли радость своим звучанием. Периодически казалось, что еще чуть-чуть и я правильно спою произведение с начала до конца. Но, нет!..
Я продолжаю продвигаться о-о-чень маленькими шажками. Впереди еще долгий путь!
… Мои искания принесли непредвиденные психологические находки. Во-первых, пришло понимание того, что восприятие вокального произведения, когда ты его исполняешь, отличается от восприятия, когда ты его слушаешь в чужом исполнении. Во-вторых, в плане ожидания результата мне помог Рэй Брэдбери своим эссе «Дзен в искусстве написания книг» (никогда ведь не знаешь, где тебя ожидает ответ). Я, наконец, постигла, что представляет собой моя тяга к пению. Мое внутреннее звучание делает цветным мир, меня окружающий.  
Закончу фрагментом из разговора, который могла бы поставить эпиграфом к моим размышлениям:
 - Зачем ты вдруг стала заниматься вокалом?
 - Чтобы петь во время мытья посуды.
Если к тебе пришла потребность петь – значит, надо петь!

1 комментарий:

  1. 31 октября... -от него всегда веет чертовщинкой!!!

    ОтветитьУдалить