понедельник, 2 января 2017 г.

Вечное искусство. Roma aeterna

Звучит католическое песнопение. Похоже на Григорианский хорал. Приятный баритон начинает неспешный рассказ. Перед моими глазами древняя икона «Христос Благословляющий», созданная под влиянием Византийской живописи римским мастером XII века.


Как это далеко
XII век! Представить трудно. А работа мастера – вот она. И необыкновенное ощущение от этой встречи! Я стою перед произведением одна, мастера давно нет. Но абсолютное ощущение общения. Все передано через живопись.

Я могу не понять разумом какие-то мысли автора, но воспринимаю его чувствами. Это психологическое воздействие. Через века. Когда смотришь на «Святого  Плакида» или «Святую Юстина» Перуджино,  в голову приходят мысли: отличались ли люди средневековья от нас? Что же было у мастера, создавшего эти образы святых помимо мастерства? Что двигало им? Вера в Бога? Вера в идеал человека? Это мы можем только предположить, общаясь с тем, что дошло до нас сквозь время. Считываются смыслы и эмоции не только с текстов и подстрочников, но и с живописных изображений. От этой встречи у меня осталось ощущение светлости бытия. Такой посыл я получила из раннего Средневековья. Возможно, что возвышенное служило противовесом реальности.
Всего три небольших зала с иконами и картинами, прибывшими из Пинакотеки Ватикана, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Вечный Рим.
Roma aeterna. Несколько столетий, различные школы, стили разных эпох живописи. «Roma aeterna» - какое точное название выставки! Аудиогид или подготовленный организаторами буклет помогают ориентироваться. Я несколько раз обошла экспозицию. Вся выставка произвела на меня впечатление. Больше всего мне понравились древние иконы и «Положение во гроб» Караваджо.
Я не знаю, почему Ватикан сделал исключение и позволил вывести произведения в Москву. Но очень рада предоставленной возможности (музеи Ватикана входят в пятерку самых посещаемых музеев мира).
Несколько лет назад, чтобы попасть на новую художественную выставку, надо было отстоять в очереди часа два. Теперь есть возможность оформить электронные билеты. Но в этот раз они разошлись с такой скоростью, что мне пришлось ждать  месяц, за который эмоции предвкушения пошли на убыль. Конец декабря, пятница.Чуть не забыла из дома взять билет.  Накоплена усталость… Но то впечатление, которое ты получаешь  от хорошей выставки (как и от хорошего спектакля), настолько отрывают тебя от сиюминутной круговерти, что это сравнимо с хорошим отдыхом. Или глотком свежего воздуха в задымленном городе.
 И еще… пробуждается вдохновение!




Выставка «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини. Рафаэль, Караваджо» в Третьяковской галерее открыта с 25.11.2016 по 19.02.2017.

Комментариев нет:

Отправить комментарий