понедельник, 2 ноября 2015 г.

Читаем Есенина

Меня всегда волновал  вопрос, как ученики могут монотонно, без эмоций читать стихи? Как? Это же чувства! Периодически я репетировала и ставила поэтические постановки, посвященные разным поэтам: М. Цветаевой и Б. Пастернаку, А. Ахматовой, С. Есенину, а с младшими мы играли произведения И.А. Крылова, Д. Хармса, А. Барто и М. Яснова. Я готовила учеников к различным конкурсам чтецов.
В этот раз мы (руководитель школьного хореографического ансамбля Анастасия Юрьевна и я) пошли на эксперимент. Решили в литературно-музыкальной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина, соединить стихи поэта, современные песни и хореографические композиции.


Первый вопрос, который меня волновал, это логика соединения стихотворной музыкальности и современных мелодий и текстов. Но этот союз оказался удачным. По настроению и тематике задумка была очень хорошая.
Судите сами:
- Стихотворение «Отговорила роща золотая /Березовым, веселым языком…» дополнялось представлением красивой лирической композиции на песню И.Матвиенко «Отчего так в России березы шумят».
А продолжало тему «Я иду долиной. На затылке кепи./ В лайковой перчатке смуглая рука./ Далеко сияют розовые степи,/Широко синеет тихая река…»

- Знаменитое «Не жалею, не зову, не плачу,/ Все пройдет, как с белых яблонь дым…» очень логично соединялось с композицией на песню А. Пахмутовой «Как молоды мы были». Музыка не вступала в противоречие с  мелодией стиха. 

А тема «Ничто на земле не проходит бесследно…» продолжилась «Письмом матери». Это произведение было тепло воспринято нашими слушателями.

- Последний союз получился самым ярким и энергичным.  Мы решили «разбить» стихотворение «Я московский озорной гуляка» на части и прочесть их, чередуя с исполнением хореографической композиции на песню В. Сюткина  «Московский бит». Как загорались глаза у слушателей на задорное «Отчего прослыл я шарлатаном?/Отчего прослыл я  скандалистом?»! Так же их заводила  мелодия группы «Браво» и танец солистов.

С логикой построения разобрались. Второй вопрос, который я себе задавала – правильно ли мы делаем, читая стихотворения, изучаемые в старших классах, для учащихся начальной школы?
Полагаю, что правильно. Мы же не занимаемся литературным анализом текста, мы предлагаем УСЛЫШАТЬ стихотворный текст и ВОСПРИНЯТЬ общую тему, волнующую поэта. И это в достаточной мере удалось осуществить. В конце нашей встречи дети высказывали свое мнение, что им больше всего понравилось. Мы предложили выбрать одно из прозвучавших стихотворений.  Больше всего предпочтений получило «Я московский озорной гуляка». Но и лирические «Отговорила роща золотая» и «Письмо матери»  приобрели достаточное количество поклонников. «Письмо матери» выбирали и девочки, и мальчики.

Какие выводы я делаю?
Во-первых, продуманно соединять классику с современными литературными произведениями и мелодиями можно.
Во-вторых, большинство людей (и детей) не имеет привычки слушать стихи. Мне было не просто декламировать, ощущая отвлекающихся зрителей то там, то тут. Но «островки внимания» тоже были – некоторые третьеклассники с восхищенным удивлением смотрели на все происходящее и стремились впитать ту совокупность стихотворного текста, музыки и движений, которые мы им предложили. Это НАШ зритель, который будет активно читать, размышлять и развиваться. Это слушатель, нуждающийся в литературных гостиных!

В-третьих, стихов должно быть немного. И лучше продумать подачу каждого произведения слушателю так, чтобы стихотворение не терялось за другими сценическими действиями. Нашим зрителям было гораздо легче смотреть на отточенное выступление солистов ансамбля, чем на слух воспринимать стихотворный текст.
В-четвертых, зрителям-слушателям надо обязательно давать возможность высказаться. Включение в общий процесс делает их соучастниками.

Небольшая заметка: факты биографии Сергея Есенина, продекламированные под спокойную музыку, воспринимались, не как биографическая лекция, а как художественное литературное произведение.
P.S. Хочу выразить благодарность руководителю школьного хореографического ансамбля «Фантазия» за совместное творчество, классному руководителю средней школы Светлане Сергеевне и ее ученику Феликсу за помощь и поддержку!

Комментариев нет:

Отправить комментарий